Понедельник
29.04.2024
09:47
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Поиск

b minobrrf

Категории раздела
Русский язык [3]
Технология [1]
Начальные классы [23]
География [1]
Биология [5]
Классные часы [3]
Химия [3]
Математика [2]
Алгебра [0]
Геометрия [0]
История, обществознание [7]
Иностранные языки [1]
Информатика [0]
Друзья сайта
Квест по предпринимательству среди школьников

b minobrrf

b minobrrf

b minobrrf b minobrrf b edokno b edokno

b eduru  b eduru

b eduru

Статистика
Низовская школа
Главная » Файлы » Разработки учителей » Химия

Открытый урок на тему: «Основания: классификация, номенклатура, получение».
21.05.2012, 12:01
Тема урока: «Основания: классификация, номенклатура, получение».

Эпиграф:
«Мощь и сила науки – во множестве фактов,
цель – в обобщении этого множества».
Д.И. Менделеев

Цель урока:
познакомить учащихся с новым классом неорганические соединений – основаниями, рассмотреть классификацию, состав и номенклатуру оснований.

Задачи урока.
Образовательные:
формирование у учащихся знаний о составе, классификации и номенклатуре оснований;
формирование представления об реакциях обмена;
рассмотреть способы получения оснований.
Развивающие:
развивать умение составлять формулы оснований и давать им названия;
развивать познавательный интерес, умение логически мыслить, находить и объяснять причинно-следственные связи, прогнозировать;
развивать познавательную активность учащихся, вырабатывать умение наблюдать, анализировать, делать выводы, объяснять ход эксперимента;
закрепить умения составлять химические реакции.
Воспитывающие:
воспитывать коммуникативные качества, умение высказывать собственное мнение, сотрудничать в группе.
воспитывать самостоятельность в работе, умение высказывать свою точку зрения;
создать условия для развития познавательного интереса к предмету;
способствовать формированию дисциплинированности, самостоятельности, умения слушать, концентрировать свое внимание.

Место урока: изучение нового материала.
Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и первичное закрепление).
Методы обучения: практический, наглядный, словесный, объяснительно-иллюстративный.
Методы контроля: устный, письменный, экспериментальный.
Оборудование: компьютер, интерактивная доска, презентация, таблица М.И. Менделеева, таблица растворимости.
Реактивы: металл Na, оксид кальция (порошок) CaO, вода, р-р фенолфталеина, раствор медного купороса CuSO4, раствор щелочи NaOH, раствор хлорида железа (III) FeCl3, штативы с пробирками, стакан, фарфоровая чашка, держатель, спиртовка, спички.
Реактивы на столах учащихся: р-р щелочи NaOH, р-р медного купороса CuSO4, раствор хлорида железа (III) FeCl3, штативы с пробирками.

План урока:
Повторение прошлой темы урока «Оксиды: классификация, номенклатура, свойства, получение, применение»..
Изучение нового материала «Основания: классификация, номенклатура, получение».
Состав оснований.
Классификация.
Получение:
растворимый оснований.
нерастворимых оснований.
Закрепление.

Ход урока.

Организационный момент.
– Здравствуйте ребята! Сегодня на уроке химии мы с вами познакомимся с новым классом неорганических веществ – основаниями.
Но прежде, чем перейти к изучению нового материала, давайте вспомним с вами тему прошлого урока. А изучали мы с вами оксиды.

Опрос.
С оксидами мы с вами познакомились еще при изучении химических свойств кислорода.
Фронтальный опрос. Ребята ответьте, пожалуйста, на следующие вопросы.

1.Какие вещества называются оксидами? (Сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых является кислород.)
2. Как классифицируются оксиды? (Основные, кислотные, амфотерные)
3. Какие оксиды называются основными? Приведите пример.
(Оксиды, которым соответствуют основания. Оксид натрия, оксид кальция)
4. Какие оксиды называются кислотными? Приведите пример.
(Оксиды, которым соответствуют кислоты. Оксид серы (VI), оксид азота (V))
5. Какую валентность проявляет кислород в оксидах? (Валентность равную II)

А теперь выполните небольшую самостоятельную работу по вариантам. Перед вами лежат листочки с вопросами. Подпишите их и выполните задания. У вас 5-7 минут.

Самостоятельная работа по теме: «Оксиды».

Фамилия Имя ученика ______________________________________________

Вариант 1.

Задание 1. Запишите формулы оксидов в соответствующие графы таблицы.
NaO, N2O5, CrO3, CuO, FeO, P2O5, MgO.

Основные оксиды Кислотные оксиды.


Задания 2. Составьте уравнения реакций, формулы которых даны ниже. Расставьте коэффициенты.
1. Li + …..→ Li2O 2. CuO + ….. → CuCl2 + H2O
3. P2O5 + …..→ H3PO4 4. SiO2 + ….. → CaSiO3 + …..

Самостоятельная работа по теме: «Оксиды».

Фамилия Имя ученика ______________________________________________

Вариант 2.

Задание 1. Запишите формулы оксидов в соответствующие графы таблицы.
SiO2, CaO, CrO, MnO2, SO2, Li2O, NO2.

Основные оксиды Кислотные оксиды.

Задания 2. Составьте уравнения реакций, формулы которых даны ниже. Расставьте коэффициенты.
1. C + …..→ CO2 2. Li2O + ….. → LiNO3 + H2O
3.K2O + …..→ KOH 4. CO2 + ….. → Na2CO3 + …..

После выполнения работы обменяйтесь с соседом работой и свертись с ответами, представленными на слайдах. Если у вас нет ошибок, то поставьте «5», если одна – две ошибки, то поставьте «4», если три – четыре ошибки, то «3». Если у вас больше ошибок, то выполните работу над ошибками дома, изучив соответствующий материал по учебнику и на следующем уроке я вас выслушаю.
Кто сделал без ошибок, зачитайте нам правильные ответы.

Вывод: Оксиды – это сложные вещества, состоящие из двух химических элементов, один из которых кислород. Валентность кислорода в оксидах равна двум. Оксиды классифицируются на кислотные, основные и амфотерные. Кислотным оксидам соответствуют кислоты, основным – основания.

Изучение нового материала.

Итак. Мы переходим к изучению нового материала.
- Ребята. Как вы думаете, существуют ли вещества, имеющие в своем составе больше двух элементов? (Да. Называют основания, кислоты, соли.)
Правильно. Кроме оксидов существуют и сложные вещества, состоящие из трех химических элементов. К таким соединениям относятся основания, молекулы которых имеют в составе металлы и группу атомов OH. Эта группа является остатком молекулы воды H – OH (Записываем на доске), и если мысленно убрать H, то остается группа OH и называется она гидроксильной группой или гидроксогруппой.
С основаниями мы впервые встретились при изучении взаимодействия воды с активными металлами, с оксидами активных металлов и выяснили, что в состав оснований входит одновалентная группа атомов OH.
Записываем на доске (ученик) и в тетрадях уравнение реакции:
2Li + 2HOH → 2LiOH + H2↑

Даем определение:
Основаниями называются сложные вещества, в состав которых входят атомы металлов, соединенные с одной или несколькими группами OH.

Название оснований: гидроксид + наименование металла в родительном падеже.

Составляем формулы гидроксидов.

I I II I
KOH Ba(OH)2
Гидроксид калия Гидроксид бария

Если металл имеет переменную валентность, то последнюю указывают в названии основания римскими цифрами в скобках.

II I I I
Cu(OH)2 CuOH
Гидроксид меди (II) Гидроксид меди (I)

Дети у доски составляют формулы гидроксидов: магния, алюминия, железа (II), железа (III).

Классификация оснований.

[hide]Основания.

Растворимые Нерастворимые
(щелочи)
LiOH, KOH, Ba(OH)2, Ca(OH)2 Cu(OH)2, Fe(OH)3, Zn(OH)2

Познакомимся с таблицей растворимости.

Физкультминутка.

Получение оснований.
I. Растворимых оснований.
1. Активный металл + вода = щелочь + водород
Демонстрация опыта: натрий + вода.
Определяем наличие щелочи с помощью фенолфталеина, приобретает малиновую окраску.
Наблюдения и выводы. Указываем тип реакции.
Составление уравнения реакции у доски (ученик).

2Na + 2HOH → 2NaOH + H2↑

2.Оксид активного металал + вода = щелочь
Демонстрация опыта: оксид кальция + вода
В фарфоровую чашку помещают немного свежепрокаленного оксида кальция (жженая известь) и обливают его водой. Определяем наличие щелочи с помощью фенолфталеина, приобретает малиновую окраску.
Наблюдения и выводы. Указываем тип реакции.
В результате выделяется небольшое количество теплоты, т.к. происходит химическая реакция. В результате образуется рыхлый порошок гашеной извести, при растворении которого в воде получается мыльный на ощупь раствор.
Составление уравнения реакции у доски (ученик).

CaO + HOH → Ca(OH)2

II. Нерастворимых оснований.
Соль (р-р) + щелочь = нерастворимое основание + другая соль

Правило. В состав соли должен входить металл способный образовывать нерастворимое основание.
Демонстрация опыта и проделывание лабораторного опыта детьми.

Напоминаем технику безопасности. (Раздаем на парту для учеников.)
Техника безопасности при работе со щелочами и другими химическими реактивами.
Не трогайте вещества, посуду и не приступайте к работе без разрешении учителя.
Вещества нельзя брать руками и проверять их на вкус.
Не наливайте и не перемешивайте реактивы вблизи лица.
Наливайте жидкость в пробирку осторожно. Предварительно проверьте, не разбито ли у пробирки дно и не имеет ли она трещин.
Банки и склянки закрывайте теми же пробками или крышками, какими они были закрыты. Пробки открываемых склянок ставьте на стол только тем концом, который не входил в горлышко склянки.
Если случайно щелочь попадает на руки или на одежду, то немедленно смойте ее большим количеством воды.

У вас на столах находятся растворы щелочи, медного купороса и хлорида железа (III). Давайте вместе проведем лабораторный опыт.
Опыт 1. Налейте в пробирку 1 мл растора сульфата меди и столько же щелочи. Что вы наблюдаете? (образуется голубой осадок, образовалось нерастворимое основание).
Составляем уравнение реакции в тетрадях, ученик у доски. Расставляем коэффициенты.

CuSO4 + 2NaOH → Cu(OH)2↓ + Na2SO4

Указываем тип химической реакции.

Опыт 2. Налейте в пробирку 1 мл растора хлорида железа (III) и столько же щелочи. Что вы наблюдаете? (образуется бурый осадок, образовалось нерастворимое основание).
Составляем уравнение реакции в тетрадях, ученик у доски. Расставляем коэффициенты.

FeCl3 + 3NaOH → Fe(OH)3↓ + 3NaCl

Указываем тип химической реакции.
Реакции относятся к реакциям обмена.
Определение.
Реакциями обмена называются реакции между двумя сложными веществами, в ходе которых они обмениваются составными частями.

Вывод.

Сегодня на уроке мы познакомились с новым классом неорганических веществ. Каким? (Основаниями).
Основания в своем составе имеют группу. Какую и как она называется? (OH, гидроксогруппа).
Чему равна валентность этой группы? (Единице).
Как классифицируются основания? (Растворимые и нерастворимые)
С помощью какого индикатора мы можем доказать наличие щелочи в пробирке? (Фенолфталеина)

Закрепление материала.

Мы с вами очень хорошо потрудились, давайте теперь закрепим.
Задание 1.
Из приведенных формул веществ выпишите только те, которыми обозначены основания:
H2SO4, Ca(OH)2, CaO, NaOH, Na3PO4, P2O5, Fe(OH)3, Fe2O3, Cu(OH)2, LiOH.
Задание 2.
Из указанных соединений нерастворимым в воде основанием является:
а) NaOH; б) Ba(OH)2; в) Fe(OH)2, г) KOH.
Задание 3.
Составьте формулы оснований, которым соответствуют следующие оксиды:
CuO, Al2O3, K2O, Fe2O3.
Задание 4.
Напишите уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения:
Ca → CaO → Ca(OH)2
Zn → ZnCl2 → Zn(OH)2

Домашнее задание.
§31 с. 93 – 95, с. 99 вопросы 1 – 3, задача 3.

Просмотр презентации
Категория: Химия | Добавил: Женёк23
Просмотров: 6683 | Загрузок: 0 | Рейтинг: 4.5/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
b edurub edurub edurub eduru