Профиль музея:
военно-краеведческий
Статус в музейной сети:
школьный, окружного масштаба.
Презентация "Восточно-прусская операция"
Цели работы музея.
Воспитательные:
формирование основ патриотического воспитания учащихся, профориентации, воспитание любви и бережного отношения к культурному и историческому наследию, уважение к старшему поколению.
Образовательные:
изучение истории родного края, его героического прошлого, а также истории Пруссии; углубление знаний по истории страны, краеведению, истории поселка, школы; оказание помощи учащимся в подборе материалов для экскурсий, в работе с литературой, с историческими документами.
Общественно-значимые:
международное сотрудничество, помощь ветеранам, охрана и уход за обелисками и памятниками, памятными знаками округа.
Задачи музея:
- создание клуба краеведов по изучению истории родного края;
- воспитанию патриотизма;
- организация поисково-исследовательской работы;
- реальная помощь ветеранам;
- охрана и уход за историческими и культурными памятниками.
Современное состояние музея.
В настоящее время школьный музей представляет собой собрание экспозиций, посвященных:
- 221 -ой Краснознаменной Ордена Суворова Мариунольско - Хинганской стрелковой дивизии, освобождавшей Вальдау в ходе'Восточно-Прусской операции, ее боевому пути.
- Ветеранам ВОВ и труженикам тыла, проживающим на территории округа.
- Выпускникам школы, выбравших армейскую специальность.
- Летописи ВОВ (хронология и наиболее большие сражения).
Назначение функций музея:
исторического материала;
проведение воспитательно-патриотических мероприятий;
помощь ветеранам;
поисково-исследовательская работа.
Методы их реализации:
создание клуба краеведов;
проведение воспитательно-патриотических мероприятий;
создание совета помощи ветеранам;
создание видеотеки;
создание выставки работ учащихся на военно-патриотические темы.
Структура музея.
- помещение внутри школы, содержащие стенды и витрины для экспозиции;
- экспозиционный материал;
- исторический материал;
- видеотека (презентации).
Система обеспечения его деятельности:
- гиды-экскурсоводы;
- руководитель музея.
В музее проводятся:
- обзорные и тематические экскурсии;
- уроки мужества и истории;
- встречи с ветеранами ВОВ и тружениками тыла;
- акции «Никто не забыт, ничто не забыто!»;
- конкурсы стихов, рисунков.
Режим работы:
Два дня в неделю (экскурсии, конкурсы, выставки, заседания Совета музея, просмотр презентаций).
Принцип комплектования фондов:
Фонды комплектуются по темам.
Общественно-полезная деятельность музея в области охраны и использования культурного и природного наследия родного края:
- историко-краеведческие мероприятия;
- воспитательно-патриотические мероприятия;
- помощь ветеранам ВОВ;
- осуществление сотрудничества с музеями Калининградской области;
- акции «Забота», «Ветеран живет рядом»;
- «Посади дерево».
В музее проводятся:
обзорные и тематические экскурсии;
уроки мужества, уроки истории;
встречи с ветеранами ВОВ, труда и тружениками тыла;
акции «Никто не забыт, ничто не забыто».
Обоснование необходимости обновления экспозиций и функций музея.
- учащимися и учителями собран материал, нуждающийся в систематизации и подготовки к экспозиции;
- имеющийся в музее экспозиционный материал и техническое оснащение музея нуждаются в обновлении в соответствии с современными возможностями и требованиями;
- функции музея должны быть расширены в целях более полного использования его содержания, в деле воспитания подрастающего поколения в духе патриотизма.
Мероприятия, планируемые в плане обновления музея:
Экспозиционно-накопительские:
введение в экспозиционный реестр дополнительных материалов и тем:
истории поселка Вальдау, со времени его основания (22 век) до 1946 года, а также об истории других поселков округа;
посещении замка Вальдау Великим Посольством и Петром I 27 мая 1697 года;
об истории Кенигсберга-Калининграда;
об исторических памятниках округа (замок Вальдау и др.);
об истории Низовской средней школы;
создание экскурсионного маршрута «Исторические места моей малой Родины»;
налаживание связей с другими школьными музеями области и областного центра, с целью сотрудничества и обмена опытом и материалами;
сотрудничество с местным музеем «Замок Вальдау», созданным А.И. Бариновым;
Культурно-просветительские:
создание клуба краеведов с целью изучения, накопления и пропаганды исторического
наследия малой Родины;
осуществление регулярных посещений других музеев в области и областном центре, с целью воспитания интереса к изучению истории края;
регулярное проведение внутришкольных конкурсов на лучшего экскурсовода;
приглашение ветеранов на все школьные мероприятия;
создание совета помощи ветеранам;
создание видеотеки;
проведение внутришкольных конкурсов - смотров рисунков и чтецов; строя песни; акций.
Приоритетные направления музея:
- формирование качеств героя, любящего свою Родину, ее героическое прошлое;
- стимулирование творческой активности учащихся;
- повышение мотивации учащихся к исследовательской работе.
Темы, по которым работает музей:
- Боевой путь 221 -ой Краснознаменной Ордена Суворова Мариупольско - Хинганской стрелковой дивизии, которая освобождала пос. Вальдау в ходе Восточно-Прусской операции:
а) бои на Сталинградском фронте;
б) бои на Ленинградском фронте;
в) бои в Востояной Пруссии;
г) схватка с японским агрессором.
- Они защищали Родину. Ветераны Великой Отечественной войны, труженики тыла, выдающиеся военачальники.
- «Есть такая профессия - защищать Родину» - о выпускниках школы, связавших свою жизнь с военными специалистами.
- Летопись Великой Отечественной войны. (Хронологические события и великие битвы).
- Летопись Низовской средней школы.
- Летопись п. Вальдау (Низовье).
- Материалы по краеведению.
Ожидаемый результат:
- Знать героические страницы России в истории Великой Отечественной войны, историю своего края.
- Развит творческую активность и интерес детей к музейной работе.
- Овладеть навыками ведения экскурсий в школьном музеи.
- Формировать умение выступать перед различной аудиторией.
- Бережно относится к памятникам истории и культуры.
- Уметь работать с различной литературой, историческими документами.
- Создать клуб краеведов.
- Создать видеотеку.
- Создание экскурсионного маршрута «Исторические места моей малой Родины».