Пятница
03.05.2024
22:43
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Поиск

b minobrrf

Категории раздела
Cтатьи [4]
Друзья сайта
Квест по предпринимательству среди школьников

b minobrrf

b minobrrf

b minobrrf b minobrrf b edokno b edokno

b eduru  b eduru

b eduru

Статистика
Низовская школа
Главная » Статьи » Cтатьи

Развитие ребёнка в младшем школьном возрасте (Цыганкова З.И.)
Младший школьный возраст (6-7 лет до 10-11 лет) называют вершиной детства. Ребёнок сохраняет много детских качеств: легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но уже начинает утрачивать детскую непосредственность в поведении, у него появляется другая логика мышления. Учение для него значимая деятельность. В школе он приобретает не только новые знания, но и определённый социальный статус. Меняются интересы, ценности ребёнка, весь уклад его жизни.
Как пишет В.В.Давыдов, младший школьный возраст- это особый период в жизни ребёнка. Его не было у тех детей, которые вообще не посещали школу, его не было и у тех, для которых начальная школа была первой и последней ступенью образования. В этот период происходит активное анатомо-физиологическое созревание организма. Отмечается наибольшее увеличение мозга – от 90% веса мозга взрослого человека в 5 лет и до 95% в 10 лет. Продолжается совершенствование нервной системы. Развиваются новые связи между нервными клетками, усиливается социализация полушарий головного мозга. К 7-8 годам нервная ткань, соединяющая полушария, становится более совершенной и обеспечивает их лучшее взаимодействие. Эти изменения нервной системы закладывают основу для следующего этапа умственного развития ребёнка. В этом возрасте происходят также существенные изменения в органах и тканях тела, существенно повышающие физическую выносливость ребёнка. Всё это создаёт благоприятные анатомо-физиологические предпосылки для осуществления учебной деятельности. Важно иметь в виду неравномерность анатомо-физиологического созревания детей.
Возросшая физическая выносливость, повышение работоспособности носят относительный характер, и в целом для детей остаётся характерной высокая утомляемость. Их работоспособность обычно резко падает через 20-30 минут урока и после второго урока. Дети очень утомляются в случае посещения группы продлённого дня, а также при повышенной эмоциональной насыщенности уроков, мероприятий. В школе возникает новая структура отношений: «ребёнок-взрослый» дифференцируется на «ребёнок-учитель» и «ребёнок-родители», а отношение «ребёнок-дети» остаётся неизменным.
К 4 классу важным фактором, стимулирующим успешное обучение, становится мнение коллектива класса. У школьников появляются свои интересы, своя сфера отношений со сверстниками. Поэтому положительные или отрицательные мотивы учения во многом зависят от настроя коллектива класса: если классный коллектив безразличен к успехам в учёбе, то отдельные учащиеся быстро поддаются этой обстановке. Постепенно ребёнок учится самостоятельно ставить учебные задачи и выполнять действия по их решению. У ребёнка формируется самостоятельная учебная деятельность, т.е. умение учиться. Основные достоинства учебной деятельности: · Направленность на усвоение знаний; · Развитие теоретического мышления; · Формирующий самоконтроль направлен на контроль усвоения знаний и способов получения этих знаний; · Самооценка служит оценкой успехов ребёнка в учёбе. Под влиянием учебной деятельности большие изменения происходят в познавательной сфере ребёнка, наиболее существенные можно наблюдать в области мышления. Ребёнок учится мыслить научными понятиями, которые в подростковом возрасте становятся основой мышления.
 
В области восприятия происходит переход от непроизвольного восприятия к целенаправленному произвольному наблюдению за объектом, подчиняющемуся определённой задаче. Память приобретает ярко выраженный характер. Изменения памяти в этом возрасте связаны с тем, что ребёнок, во-первых начинает осознавать особую мнемическую задачу; он отделяет эту задачу от всякой другой. Во-вторых, в младшем школьном возрасте идёт интенсивное формирование приёмов запоминания. В младшем школьном возрасте развивается внимание. Если в 1-м классе преобладает непроизвольное внимание, то к 3 классу оно становится произвольным. Произвольность внимания, умение преднамеренно направлять его на ту или иную задачу – важное приобретение младшего школьного возраста. Первоначально вниманием учащихся управляет учитель, затем ученик приобретает умение выполнять задание самостоятельно.
Становление учебной деятельности не у всех детей складывается одинаково. Имеются группы детей, испытывающих трудности в обучении, так называемые «группы риска», которые с трудом адаптируются к обучению в школе. Дезаптации могут подвергнуться дети испытывающие дефицит внимания, леворукие дети, а также дети с эмоциональными нарушениями. У левшей вхождение в школьную жизнь происходит значительно медленнее и более болезненно, чем у большинства сверстников. Поэтому леворукие первоклассники требуют пристального внимания со стороны учителя и, родителей и школьных психологов.
 
Гиперактивные дети – это очень трудные дети, которые часто приводят в отчаяние как родителей, так и учителей. В отношении дальнейшего развития таких детей нет однозначного прогноза. У многих серьёзные проблемы могут сохраниться и в подростковом возрасте, и тогда школьная дезаптация перерастёт в социальную. Агрессивные дети. Безусловно, в жизни каждого ребёнка бывают случаи, когда он проявляет агрессию, но нужно обратить внимание на степень проявления агрессивной реакции, длительность действия и характер возможных причин. Эмоционально – расторможенные дети. Относящиеся к этому типу дети на всё реагируют слишком бурно: если они выражают восторг, то заводят весь класс; если они страдают – их плач и стоны будут слишком громкими и вызывающими. Слишком застенчивые, ранимые, обидчивые, робкие, тревожные дети. Они стесняются громко и явно выражать свои эмоции, тихо переживая свои проблемы, боясь обратить на себя внимание.
В младшем школьном возрасте существенно развиваются нравственные мотивы поведения. Одним из нравственных мотивов являются идеалы, которые в этом возрасте имеют ряд особенностей:
· Идеалы носят конкретный характер. Ими являются герои, о которых ребенок слышал по радио, читал, видел в кинофильмах. Эти идеалы неустойчивы, быстро сменяют друг друга.
· Ребёнок может поставить перед собой цель подражать героям, но лишь внешней стороне их поступков. Изменяется эмоциональная сфера ребёнка. И это изменение связано с тем, что с приходом в школу его горести и радости определяют не игра и общение с детьми, а процесс и результат учебной деятельности. Ив первую очередь, оценка учителем его успехов и неудач, выставленная им отметка и связанное с ней отношение окружающих. Поэтому в первое время пребывания ребёнка в школе существенным фактором является введение игровых ситуаций на уроке, использование дидактических, интеллектуальных и других игр. Трудовая деятельность протекает в двух направлениях: самообслуживание и изготовление поделок. Требовательность к детям в привлечении к самообслуживанию и чёткая его организация – важные условия воспитания трудовых навыков. Трудовая деятельность младших школьников имеет большое значение для формирования нравственных качеств личности.
 
Литература: Е.А.Сорокоумова «Возрастная психология», 2006г.
Категория: Cтатьи | Добавил: Tanja (10.09.2010)
Просмотров: 4323 | Рейтинг: 5.0/2
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
b edurub edurub edurub eduru