Пятница
03.05.2024
19:15
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Поиск

b minobrrf

Категории раздела
Cтатьи [4]
Друзья сайта
Квест по предпринимательству среди школьников

b minobrrf

b minobrrf

b minobrrf b minobrrf b edokno b edokno

b eduru  b eduru

b eduru

Статистика
Низовская школа
Главная » Статьи » Cтатьи

Публичная лекция Семейное воспитание (Цыганкова З.И.)
Уважаемые коллеги!
 
Сегодня я хочу обратить ваше внимание на один из важнейших вопросов в образовании – на воспитание детей в семье. Почему именно на этот вопрос? Прежде чем придти сюда я проанализировала: из каких семей в нашей школе обучаются дети.
 
Картина такова: из неблагополучных семей – 13 детей; из неполных – 123 ребёнка; из многодетных – 37; трудных подростков - 8. По годам этот процент уменьшается, но незначительно. Вот уже третий год я работаю в тесном контакте с семьями своих питомцев. Какой же вывод я могу сделать: Стремительно меняется время, меняется общество и поколение, меняются и отношения между людьми, но неизменной остаётся роль школы, учителя и семьи в воспитании будущего поколения.
 
О современной семье много пишут и говорят. Что такое семья? Семья для всех ее членов является определенным жизненным пространством, в котором протекает большая часть жизни каждого из них. Это не просто «маленькая группа людей, близких родственников», как дается определение в «Толковом словаре» Ожегова, а такая группа людей, в которой каждый стремится удовлетворить свои потребности, реализовать, развивать себя, и в то же время, находиться в теснейшей связи со всеми членами семьи. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Ребенок в семье появляется полностью беспомощным, и его жизнь прямо зависит от родителей, именно они обеспечивают основные его потребности: физиологические (пища, тепло и т.п.) и психологические (любовь, внимание, безопасность).
 
Психологи сделали вывод, что ребёнок воспитывается до 3-х лет, а позже его уже приходится перевоспитывать.
 
Для душевного состояния детей чрезвычайно важно, чувствуют ли они в семье, что их любят, значимы ли они для родителей или нет. Осмысление себя в семье представляет собой фундамент для существующих и будущих отношений с людьми. На основе своего жизненного опыта и обобщения ребенок может прийти к разным внутренним выводам. Они отражают, как ребенок воспринимает отношение родителей к себе и как он сам относится к себе.
 
Анкетирование, проведённое неоднократно в нашей школе позволило сделать несколько выводов:
1. Я нужен и любим, и я люблю вас тоже - 25
2. Я нужен и любим, а вы существуете ради меня - 37
3. Я не любим, но я от всей души желаю приблизиться к вам - 21
4. Я не нужен и не любим, оставьте меня в покое -11
5. Затрудняюсь ответить- 12 Респондентов было - 106 человек.
 
Количество ответов на два последних вопроса увеличилось, что заставило нас задуматься:
 «В чём же причина?»
Мы её видим в том, что в современной ситуации, основными причинами, снижающими воспитательную функцию семьи являются: бедность, высокая степень занятости родителей, неблагоприятная психологическая атмосфера в семье. В условиях недостатка материальных средств многие родители не могут позволить дать дополнительное образование и воспитание своим детям, организовать полноценный досуг и отдых. В семьях, не сумевших адаптироваться к изменившимся социальным и экономическим условиям, накапливается психологическая усталость, переходящая в депрессию, раздражение и агрессивность к современным порядкам и нормам.
 
Дети крайне нуждаются в родительской любви, им важно чувствовать, что родители их ценят, признают, любят. Именно родительская любовь даёт ребёнку уверенность в себе, обеспечивает безопасность при взаимодействии с внешним миром.
 
Но на данный момент в связи с укрупнением школ увеличивается отдалённость ребёнка от дома, он большее время проводит в дороге и в школе, а на общение в кругу семьи остаётся мало времени. Отправляя ребенка в школу, родители перекладывают заботу о его воспитании на педагогов. Мамы и папы уверены, что у их чада появился грамотный проводник в мире знаний, области чувств и личностных качеств. Это вызвано тем, что родители вручают ключи от сердца подрастающего человечка педагогу с надеждой на то, что тот более квалифицирован в формировании гармоничной личности и уверены в профессиональном умении учителя. Но учитель для семилетнего ребёнка - не воспитатель, а перевоспитатель. Начинается ломка характера ребёнка, что сопровождается постоянными стрессами. Помощь семьи в этот момент не то, чтобы нужна, но даже необходима. Поэтому на современном этапе требуется восстановить социальную ответственность семьи, включить родителей в систему образования, так как последнее десятилетие, как система образования, так и общества в целом «вывели» семью за рамки образовательного воспитательного процесса.
 
Призываю с огромным вниманием отнестись к задаче возвращения родителей к проблемам образования и воспитания. Здесь необходимо от практики отчуждения перейти к политике заинтересованности родителей, к их участию в жизни школы на новых основах и принципах. С этих позиций я сегодня определяю основные задачи работы с родителями младших школьников: это систематическое, разностороннее, педагогическое просвещение родителей, привлечение их к активному участию в учебно-воспитательном процессе; формирование у родителей потребности в самообразовании.
 
Я уверена, что помогая родителям в воспитании и развитии личности ребенка, я тем самым способствую укреплению их авторитету в их семье, развиваю у родителей и детей положительное отношение к школе, учению. Стараюсь тактично руководить самовоспитанием родителей; на основе доверенных мне сведений о воспитании детей в семье, тонко корректирую процесс семейного воспитания. Я считаю, что доверие и тактичность – залог успешной работы с семьей. Учитель всегда может найти путь сближения с родителями, установить с ними контакты, необходимые для выработки общих мер воздействия на ребенка, может направить это воздействие в нужное русло. Чем доверительнее этот контакт между родителями и учителем, тем лучше будет результат. Очень важно раскрывать перед детьми положительные качества их родителей, что способствует повышению авторитета старших в семье.
 
Сейчас настало время ставить задачу объединения педагогических усилий более широко – необходимо связать воедино домашнее воспитание, обучение в школе и окружающем мире. Взаимодействие школы и семьи должны быть направлены на то, чтобы ежедневно отслеживать изменения личности ребенка, направлять вектор этих изменений в сторону его наиболее полного развития. Без сомнения, это труд, требующий самоотдачи и дисциплины, но он гарантирует установление глубинного взаимопонимания, доверия и любви. Как ребенок смотрит на мир, так и родители и учителя должны смотреть на своего ребенка – с изумленным доверием, переходящим в яркие переживания единства со всем сущим, и конечно, любви. Если такая привычка сформирована, то и пресловутая проблема «отцов и детей» теряет остроту. Если учителю с родителями удастся помочь ребенку адаптироваться во взрослом мире, то он избавится от страха и между ними укрепится доверие. А это значит только одно – ребенок будет продолжать гармонично развиваться. Что бы вы предложили в решении данной проблемы? Вопрос оставляю открытым для дискуссии.
 
Человек – он ведь тоже природа,
Он ведь тоже закат. И восход.
И четыре в нем времени года.
И особый в нем музыки ход.
И особое таинство цвета.
То с жестоким, то с добрым огнем.
Человек – он зима. Или лето.
Или осень. С грозой и дождем.
Все вместил в себя версты и время.
И от атомных бурь не ослеп.
Человек – он и почва, и семя.
И сорняк среди поля. И хлеб.
И какая в нем брезжит погода?
Сколько в нем одиночеств? И встреч?
Человек – он ведь тоже природа.
Так давайте друг друга беречь!
Категория: Cтатьи | Добавил: Tanja (10.09.2010)
Просмотров: 1564 | Рейтинг: 4.7/3
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
b edurub edurub edurub eduru