Пятница
03.05.2024
21:01
Решаем вместе
Есть предложения по организации учебного процесса или знаете, как сделать школу лучше?
Поиск

b minobrrf

Категории раздела
Cтатьи [4]
Друзья сайта
Квест по предпринимательству среди школьников

b minobrrf

b minobrrf

b minobrrf b minobrrf b edokno b edokno

b eduru  b eduru

b eduru

Статистика
Низовская школа
Главная » Статьи » Cтатьи

Парадоксы воспитания (учитель начальнх классов Цыганкова З.И.)
Есть ли на свете родители, которые не мечтают о хорошем, послушном, кудрявом ребёнке? Кудри даст природа, а вот всё остальное, считают многие родители, зависит от воспитания. А уж воспитать-то они сумеют! Одни родители набираются знаний из умных книжек. Будущий отец, глядя в магазине на чужого ребёнка, выгибающегося дугой в истерике («купи-купи-купи!!!»), про себя думает: «Вот уж у меня точно такого не случится!» И вот у молодого отца, который никогда не пил, не курил, отлично зарабатывал и деньги копил, появляется малыш. Рождается ребёнок, больше похожий на дьяволёнка, чем на ангела. Девочка-то красивая, но с точки зрения взрослых, чрезвычайно вредная. Ей не угодить. Приходит папа домой с работы, снимает брюки и надевает домашние штаны. С трёхлетней девочкой истерика – зачем папа снял те брюки и надел другие? И начинается плач с катание по полу. Ну как с таким ребёнком куда-нибудь пойдёшь, ведь стыда не оберёшься! И понимают молодые родители, что всё не так просто в процессе воспитания, слишком много в нём загадок и белых пятен. Говоря о воспитании, мы не говорим о науке, а можем говорить только об искусстве воспитания. Но даже искусством это трудно назвать. У родителей шестеро детей и всех одинаково воспитывали – то почему один известный учёный, а другой трутень и выпивоха? Почему одна дочь только на себя надеется и ни на чьей шее не висит, а другая только и думает: кто, что и почему ей должен? Какие ориентиры найти, как понять, что ты делаешь правильно, а что – нет? Зависит ли здесь что–нибудь от тебя? Родители одинаково детей воспитывали, а вот были ли дети одинаковыми? Ответ простой: дети все разные. Тут мы сталкиваемся с альфой и омегой воспитания – индивидуальным подходом. И сшибает нас эта альфа с омегой с ног, и застываем мы в полной растерянности, где, в какой книге найти правильный ответ? Чтобы точно знать, какой индивидуальный подход применим к моему единственному и неповторимому. Известно, что механизм развития – это подражание. Это знали все мудрецы ещё до нашей веры. И Сенека был уверен, что «трудно привести к добру нравоучениями, легко примером». Мы с вами знаем, что вежливость можно воспитать только вежливостью, а не криком и пинками. Но если всё так просто и понятно, то без сбоев работало бы правило: яблочко от яблони недалеко падает. Наблюдения за жизнью приводят к странному заключению: ребёнок сам выбирает кому подражать! Вместо того чтобы подражать достойным родителям, выбирает в качестве объектов для подражания сосем что- то несуразное. Каждый из нас иногда возвращается к мудрой бональности: в семье не без урода. В одной семье, ещё до Второй мировой войны, родилось двое детей – мальчик и девочка. Дед этих детей был из дворян, имел соответствующее воспитание и манеры, а также образование: знал семь европейских языков, имел страсть к наукам и был учёным, известным не только в России, но и за рубежом. Дочь и зять были людьми благовоспитанными и достойными, языков знали чуть меньше, всего пять, но манерами отличались аристократическими. Родителям и деду очень хотелось верить, что дети наследуют то, что копили в генах их предки! Человек предполагает, а господь располагает. Девочка и впрямь пошла в породу. Школу закончила с золотой медалью, университет с отличием, и сразу же – хорошая работа, на которой умудрилась зарекомендовать себя так, что заняла уникальную должность, в Ленинграде тогда единственную. Да, дочкой родители могли гордиться. А вот мальчик, сын, наследник, носитель гордой дворянской фамилии и продолжатель традиций - что он? Он стал подтверждением правила «в семье не без урода». Внешне мальчик был необычайно привлекателен. Сошедший с небес ангел: белокурые локоны обрамляли чистое лицо с голубыми глазами. Невинный взгляд прекрасных глаз помогал ему врать и изворачиваться на каждом шагу. Люди, знавшие ребёнка с рождения, вынуждены были признать, что он родился с какой – то неистребимой изысканной порочностью, тягой ко всему запретному, мерзкому и грязному. Уже с раннего детства ему нравилось не просто произносить, а смаковать такие слова, которых мы с вами стыдимся. Был он не глупым и очень хитрым и учился средне. Тяга ко всему низменному проявлялась у него и в манере одеваться, и в выборе партнёров по общению. Сколько бы сил, любви и внимания ни вкладывали в него родители и уникальный дед, всё шло прахом. Хорошее к нему не приставало. Нет, он не спился, не попал в тюрьму и даже закончил институт. Но всегда чувствовал себя как рыба в воде среди алкашей и бомжиков. Ни первая, ни вторая, ни третья жёны не могли вытряхнуть его из грязных носков и заставить без скандала мыть руки и чистить зубы. И если нам с вами повезло, и Бог послал нам хороших детей, то мы должны скромно преклонить колени в знак благодарности и не думать, что вот это у нас так здорово получилось! И не осуждать мать – кандидата наук, пусть и психологических, у которой сороколетний сын работает сторожем на предприятии. Отца, который столько сил вложил в дочь, а она не хочет ни работать, ни учиться, а самое любимое её развлечение – в кафе петь караоке. Хотя она мать двоих детей. Получив престижное платное образование, удобно усаживается на шею родителей и отговаривается тем, что подходяще работы ей не найти. Почему не стоит надеяться, что в деле воспитания наши усилия обречены на успех. Поговорка «в семье не без урода» может служить утешительным призом для семей, где пятеро, шестеро и более детей. Ну, а если у вас ребёнок один – единственный? И такой вот необычный… Никакое воспитание его не берёт! И тут на ум приходят отягощающие слова Демокрита: «Не следует растить детей – ненадёжное это дело; ибо удача достигается ценой борьбы и забот, в случае же неудачи страдание ни с чем несравнимо». В деле воспитания ювелиром нужно быть. Выбирая любой метод воздействия на драгоценное чадо, мы всё время должны проверять результативность. Ориентироваться на результат. Вот тогда мы будем поступать по уму. Умный человек – это человек, мыслящий стратегически. Он подбирает тактические ходы в соответствии со стратегическими задачами. Вот это в воспитании самое главное. Всё время вперёд смотреть надо. Думать – думать – думать, как наше слово отзовётся. Никаких универсальных рекомендаций в деле воспитания нет. Показательный пример – наказание. Кому- то из детей и сердитый родительский взгляд наказание, а другому «хоть кол на голове теши». На свете существуют дети, и даже взрослые, которые блюдут интересы других пуще своих. Можно сказать маленькому ребёнку, что игрушки отнимать у других нельзя, потому что детки от этого плачут. И ребёнок поймёт и уже за чужим руку не протянет. Такого ребёнка нет нужды наказывать, достаточно посмотреть на него с укоризной. Но не ко всем детям это применимо. В деле воспитания вначале должно быть слово. Даже самому маленькому ребёнку нужно объяснять, разъяснять, с ним нужно разговаривать. Но разъяснение – это не нотация! Разъяснение – это разговор на равных, это общение, основанное на уважении. А вот нотация – это унижение. Никакое воспитание невозможно без уважения к ребёнку, к человеку, пусть пока маленькому, но равному вам! Вот когда будет у нас уважение к ребёнку, когда родители не посмеют бить его по лицу на морозе рукой в кожаной перчатке, кричать мальчику, что он ублюдок, - вот тогда и настанет у нас эра милосердия, и мы будем жить в демократическом обществе. Уважительное общение с ребёнком – залог контакта, без которого никакое воздействие невозможно. Ведь любое воспитание – всего лишь побуждение к самовоспитанию. Мы никогда не заставим ребёнка быть честным, или трудолюбивым, мы только можем побудить его стать таким. Но если нет контакта, если заблокирован приём наших благоразумных слов – разве можно чего–нибудь добиться? Мы знаем, что не всегда даже самое разумное слово бывает, услышано другим человеком. Даже самым маленьким. А почему? Он не услышит, потому что это ему не выгодно. Кому хочется убирать за собой игрушки или делать уроки? И призывы тут не действуют. Так же как и на родителей, когда их призывают больше общаться с ребёнком. Одни отвечают: а мне некогда, мне надо обед готовить, с подружкой поговорить… Другие говорят: а мне с ним неинтересно, вот подрастёт, тогда и буду разговаривать. Родителям тоже невыгодно слышать разумные слова, что уж говорить о ребёнке? Поэтому наша с вами задача сделать так, чтобы ребёнку оказалось, выгодно быть честным. И вот в этом нелёгком деле, словом никак не обойдёшься. Обходиться придётся другими методами воздействия. Эти методы вы подберёте сами. Как понять, в чём выгода вашего ребёнка, в чём профит? Как только мы это узнаем, мы поймём мотивацию, то есть – почему и зачем он это делает. Ребёнок никак не хочет один делать уроки. Обязательно рядом с ним должна сидеть мама. При маме делает, но и, то тянет, волынит. А зачем? Чтобы подольше с ним посидела. Тут его прямая выгода и видна. Маме некогда с ним общаться, у неё новый муж и ребёнок от второго брака. И если наш школьник будет делать уроки сам, то мама (его мама!) в это время будет принадлежать другим людям. То есть он будет с уроками, а мама – с папой и маленькой дочкой! Вот мальчишке и приходится быть непонятливым, чтобы мама (его мама) хотя бы на время была с ним. Ребёнок – это вахта по 24 часа в сутки 7 дней в неделю без выходных и отпусков даже за свой счёт. Хороший воспитатель-стратег никогда не разочаруется в своём ребёнке. Он понимает, что послушный мальчик, когда станет взрослым, тоже не будет проявлять инициативу. Потому что ему привычнее слушаться. И не надо сетовать на то, что ваш сын стал мужем-подкаблучником. По закону всемирного тяготения, он из-под юбки мамы переходит под юбку жены. Не разочаруется в своём ребёнке тот, кто не был очарован ядовитыми иллюзиями, что ребёнок-это сплошное счастье и попу он подтирать будет себе сам. Найдут правильный подход к своему ребёнку только те мамы, папы, бабушки и дедушки, которые смиренно склонят голову перед многообразием природы и будут вглядываться в своего ребёнка, будут наблюдать за ним, а не погрязнут в глупой гордыне: уж я-то своего ребёнка знаю! Только признав за каждым приходящим в этот мир право на неповторимость и уникальность, мы сможем проникнуть в его внутренний мир, понять, что для него важно и выгодно. Даже самый открытый ребёнок-это тайна за семью печатями. И нужно много ума и терпения, чтобы понять о ребёнке то, чего он и сам не понимает. Слово - великая вещь, самая значимая для человека. Но слово - пустая затея, если нет проникновения внутрь души ребёнка. Если он привык к нотациям, то ваши слова как об стенку горох. Если человек не услышал вас два-три раза, больше не повторяйте! Ищите другие способы воздействия. Помните, что ваш сангвиник забудет о наказании через несколько дней, часов или даже минут, что меланхолику недостаёт веры в себя, что флегматик все равно сделает по своему, а холерик очень любит соревноваться и выигрывать. Не огорчайтесь, если ваш ребёнок не полностью оправдывает надежды, ваши мечты и иллюзии. Он пришёл в этот мир, чтобы делать свои дела, у него своя миссия и своё место в истории. И он здесь не для того, чтобы соответствовать вашим ожиданиям. Не впадайте в грех богоподобия, это не вы его создали, хотя вы его зачали, выносили и родили. Он ваш, но вам не принадлежит. Ребёнок выращивается на уход. Отпустите его с миром. Он вам ничем не обязан и ничего не должен.
Категория: Cтатьи | Добавил: Tanja (10.09.2010)
Просмотров: 1130 | Рейтинг: 5.0/1
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
b edurub edurub edurub eduru